директор МБУ ДО СШ «Шашки
русские» г. Калуги
_______________Г.И.Имас
13 января 2023 г.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «шашки»
I. Общие положения
1.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «шашки» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по шашкам с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «шашки», утвержденным приказом Минспорта России 24 ноября 2022 г. № 1072] (далее – ФССП).
1.2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки:
Этапы спортивной подготовки | Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет) |
Этап начальной подготовки | 2 |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной реализации) | 4 |
Этап совершенствования спортивного мастерства | не ограничивается |
Этап высшего спортивного мастерства | не ограничивается |
2.2. Объем Программы:
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной реализации | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | |||
Количество часов в неделю | 4.5 | 6 | 9 | 10 | 18 | 24 |
Общее количество часов в год | 234 | 312 | 468 | 520 | 936 | 1248 |
2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия – групповые, индивидуальные, смешанные;
учебно-тренировочные мероприятия учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям, специальные учебно-тренировочные мероприятия в соответствии с графиком учебно-тренировочных мероприятий спортивной школы на календарный год;
спортивные соревнования контрольные, отборочные и основные.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план рассчитан на 52 недели. Приложение 1 к Программе.
2.5. Календарный план воспитательной работы. Приложение 2 к Программе.
2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним. Приложение 3 к Программе.
2.7. Планы инструкторской и судейской практики определяются для каждого этапа спортивной подготовки и учитываются в годовом учебно-тренировочном плане.
2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств составляются на каждый календарный год для каждого этапа спортивной подготовки.
III. Система контроля
3.1. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
3.1.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «шашки»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
3.1.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «шашки»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «шашки»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором
и третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения
не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
3.1.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «шашки»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в три года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
3.1.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания «гроссмейстер России» не реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды
Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
3.2. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки:
Этап начальной подготовки
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив до года обучения | Норматив свыше года обучения | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||
1. Нормативы общей физической подготовки | ||||||
1.1. | Бег на | с | не более | не более | ||
6,9 | 7,1 | 6,7 | 6,8 | |||
1.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | не менее | ||
7 | 4 | 10 | 6 | |||
1.3. | Смешанное передвижение на | мин, с | не более | не более | ||
7.10 | 7.35 | 7.00 | 7.25 | |||
1.4. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) | см | не менее | не менее | ||
+1 | +3 | +3 | +5 | |||
1.5. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | не менее | ||
115 | 110 | 125 | 120 | |||
1.6. | Челночный бег 3x10 м | с | не более | не более | ||
10,4 | 10,9 | 10,2 | 10,6 | |||
1.7. | Приседание без остановки | количество раз | не менее | не менее | ||
8 | 5 | 10 | 8 |
Учебно-тренировочный этап
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | |||
юноши | девушки | |||||
1. Нормативы общей физической подготовки | ||||||
1.1. | Бег на | с | не более | |||
1.2. | Бег на | мин, с | не более | |||
1.3. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |||
13 | 7 | |||||
1.4. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) | см | не менее | |||
+4 | +5 | |||||
1.5. | Челночный бег 3x10 м | с | не более | |||
1.6. | Подтягивание из виса на высокой перекладине | количество раз | не менее | |||
3 | - | |||||
1.7. | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине | количество раз | не менее | |||
- | 9 | |||||
1.8. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |||
140 | 135 | |||||
1.9. | Приседание без остановки | количество раз | не менее | |||
2. Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для перевода обучающихся на учебно-тренировочной этап спортивной подготовки по виду спорта «шашки» | ||||||
Период обучения на этапе спортивной подготовки | Уровень спортивной квалификации | |||||
до трех лет | спортивные разряды «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд» | |||||
свыше трех лет | спортивные разряды «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» | |||||
Этап спортивного совершенствования
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | |||
юноши/ мужчины | девушки/ женщины | |||||
1. Нормативы общей физической подготовки | ||||||
1.1. | Бег на | с | не более | |||
1.2. | Бег на | мин, с | не более | |||
1.3. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |||
16 | 1 | |||||
1.4. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) | см | не менее | |||
+6 | +8 | |||||
1.5. | Подтягивание из виса на высокой перекладине | количество раз | не менее | |||
5 | - | |||||
1.6. | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине | количество раз | не менее | |||
- | 15 | |||||
1.7. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |||
160 | 150 | |||||
3. Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) | ||||||
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» | ||||||
Этап высшего спортивного мастерства
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | |||
юноши/ мужчины | девушки/ женщины | |||||
1. Нормативы общей физической подготовки | ||||||
1.1. | Бег на | с | не более | |||
1.2. | Бег на | мин, с | не более | |||
1.3. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | |||
20 | 20 | |||||
1.4. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) | см | не менее | |||
+9 | +9 | |||||
1.5. | Подтягивание из виса на высокой перекладине | количество раз | не менее | |||
7 | 7 | |||||
1.6. | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине | количество раз | не менее | |||
- | - | |||||
1.7. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |||
175 | 175 | |||||
4. Уровень спортивной квалификации (спортивные звания) | ||||||
Спортивные звания «мастер спорта России» и (или) «гроссмейстер России» | ||||||
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
(указывается описание учебно-тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки)
4.2. Учебно-тематический план. Приложение № 4 к программе.
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам
5.1. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «шашки» относятся ___________________.
(указываются с учетом главы |
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
________________________________________________________________________.
(указываются материально-техническая база и (или) объекты инфраструктуры, оборудование и спортивный инвентарь, спортивная экипировка с учетом пункта 14 и приложений №№ 10-11 к ФССП для реализуемых этапов спортивной подготовки)
18. Кадровые условия реализации Программы:
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными работниками ________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП)
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации_____________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП)
непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
_______________________________________________________________________.